Выдающийся скульптор и архитектор ХVII века, ярчайший мастер итальянского барокко, блестящий художник и декоратор Бернини Джованни Лоренцо родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Позже семья переехала в Рим. Свои первые уроки ваяния он получил у отца — известного скульптора и архитектора Пьетро Бернини. В 17-ти летнем возрасте он блестяще выполнил портретный бюст епископа Сантоки, чуть позже — портрет папы Павла V. Молодого, исключительно одаренного скульптора заметил коллекционер и большой поклонник искусства кардинал Ш. Боргезе, который заказал ему несколько мраморных скульптур для своего сада при дворце. Бернини провел несколько лет за созданием скульптур. Мрамор в его руках, словно воск, небывалое совершенство скульптур, достигнута иллюзия подвижности пластических форм. В 1621-1622 годах им создана скульптура Похищение Прозерпины, в 1623-1624 годах — Давид, в 1624 г. — Аполлон и Дафна.
Высокоодаренный, талантливый скульптор завоевал признание и уважение при папском дворе. В 1622 году он награжден почетным орденом Христа, что принесло ему титул кавалера. Весьма рано к нему пришло признание потрясающего мастера портретных бюстов. Портретный бюст кардинала Ш. Боргезе, выполненный в 1632 г. и К. Буонарелли, 1635 г., поражают живым воплощением характеров и эмоций. Бюсты герцога Франческо д’Эсте (1650-1651) и Людовика XIV (1665) полны патетического величия. Бернини был создан новый канон изображения придворного скульптурного портрета, у которого нашлась масса подражателей. При оформлении интерьеров, украшенных скульптурой, или создании отдельных скульптурных произведений выдающийся скульптор гениально сочетал самые разнообразные материалы, он изумительно тонко использовал позолоту, раскраску, световые эффекты. Обрабатывая и полируя камень различными способами, он получал потрясающий эффект почти натуральной имитации мягкости и блеска кожи, фактуры тканей.
Не только гениальный скульптор, но и выдающийся архитектор, живописец, талантливый декоратор, Бернини выполнял самые ответственные заказы римских пап и официально возглавлял все архитектурные, декоративные и скульптурные работы, проводимые по украшению столицы. Одной из его выдающихся архитектурных сооружений является церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1653-1658 года). Строительство в Риме собора святого Петра, а также оформление площади перед собором (1656-1667) является его крупнейшей архитектурной работой. Согласно замыслу архитектора обширное пространство площади замыкают две монументальные колоннады. Они расходятся от главного фасада сооружения, образуя форму трапеции, которая постепенно переходит в грандиозный овал, подчеркивающий подвижность композиции. Четырехрядная крытая колоннада состоит из 284 колонн и 80 девятнадцатиметровых столбов. Ее аттик венчают 96 статуй.
При движении по площади перед зрителем разворачивается весь архитектурный ансамбль. Украшением площади служат два фонтана с египетским обелиском, расположенным между ними.
В 1665 году Бернини был приглашен в Париж, где им были созданы проекты фасада Лувра, а позже — памятника Людовику XIV. Проекты не были оценены королем по достоинству, но идея памятника стала ключевым моментом в развитии конного монумента в стиле барокко. Творческая натура Бернини проявилась и области литературы. Им было написано более 40 комедий для домашних спектаклей. Умер выдающийся мастер 28 ноября 1680 года в Риме.
[sc name=»vertical2″]