Огюст Роден — великий французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре, творчество которого составило целую эпоху в истории скульптуры. Родился Роден в Париже 12 ноября 1840 года в семье мелкого чиновника. Вопреки желанию отца он поступает в 1854 году в Школу рисования и математики, где обучается до 1857 года. Позже он учится в Музее естественной истории у Антуана Бари. В 1864 году он пытается выставить в парижском Салоне первую свою работу. Однако, в атмосфере, где царила скульптура поз, модели и аллегорий, его работа «Человек со сломанным носом» бросала вызов господствовавшим канонам академической красоты. Салон отказался выставить его работу. Провалилась и попытка поступить в Школу искусств.
С 1864 по 1870 годы он работает в мастерской А. Карье-Беллеза, которая находилась при Севрской мануфактуре, где зарабатывает мелкой декоративной скульптурой. С 1871 по 1877 годы он работает в Брюсселе, где оформил ряд зданий монументально-декоративной скульптурой. Здесь он продолжает самообразование, много внимания уделяет средневековому искусству, особенно работам Рубенса. Посещение Италии в 1875 году и знакомство с работами Микеланджело вдохновили скульптора на выполнение статуи «Бронзовый век», которая олицетворяет пробуждение человечества и его страх, смятение перед грядущим. На выставке в 1877 году статуя получила название «Побежденный».
Созданные Роденом статуи «Шагающий» (1877) и «Проповедующий Иоанн Креститель» (1878) были приобретены государством, что явилось свидетельством признания его таланта. Помимо этого правительство Франции предложило скульптору выполнение скульптурного портала. Работать над композицией «Врата ада» Роден будет до конца жизни. С 1877 года он знакомится с памятниками французской готики, изучает творчество скульпторов Л. Гиберти и Донателло черпает вдохновение в произведениях Ш. Бодлера, «Божественной комедии» Данте, библейских легендах и античной мифологии и в 1880 году приступает к работе над «Вратами ада». Скульптор создает такие работы, как «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), представляющую гротескную фигуру, и, напротив, группу «Поцелуй», пронизанную легкой волнующей поэзией (1886), статую «Мыслитель», символизирующую мощь и духовное величие (1888) и многие другие, которые являлись отдельными темами композиции «Врата ада».
Помимо этого Роден создает ряд больших произведений, так, в 1884-1888 годы он создает скульптурную группу «Граждане Кале», изображающую казнь жителей города, которые ради спасения города пожертвовали собой во время осады англичанами в 1347 году. Скульптурная группа была заказана городом Кале и установлена там в 1895 году. В 1886 году он приступает к работе над памятником В. Гюго из мрамора, которую завершит в 1900 году. В 1893-1897 годах Роден работает над памятником Оноре де Бальзаку, однако публика не увидела портретного сходства и памятник был публично отвергнут. Это была последняя монументальная работа скульптора, которая будет установлена в Париже в 1939 году.
Роден в последние годы жизни создает много прекрасных портретов. С середины 1880-х годов постепенно меняется творческая манера Родена: произведения приобретают эскизность, намеренную неоконченность, все более контрастна в произведениях игра света и тени, что позволяет считать его одним из первых, применивших в скульптуре импрессионистическую технику. К концу 19-го столетия слава великого скульптора разошлась по всему миру и на Всемирной выставке в 1900 году правительство Франции предоставило ему целый павильон. Умер великий скульптор в Медоне, близ Парижа, завещав свои произведения народу Франции, большинство из которых хранятся в Париже в Музее Родена. Многочисленные варианты скульптурных произведений, выполненных в мраморе и бронзе, хранятся во многих музеях мира.
[sc name=»vertical2″]