Донателло

Донателло — знаменитый итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Художественно осмыслив опыт античного искусства, одним из первых итальянских  Донателлоскульпторов подошел к созданию классических форм Ренессансной скульптуры. Родился Донато ди Никколо ди Бетто Барди в 1386 году во Флоренции в довольно зажиточной семье. Его отец был чесальщиком шерсти. Из-за ранней смерти отца пришлось зарабатывать своим трудом на жизнь. В 15-летнем возрасте он работал ювелиром в небольшом городке недалеко от Флоренции. В 1403 году он начал обучаться технике бронзового литья во Флоренции в мастерской Лоренцо Гиберти. Именно в этот период Гиберти получил очень важный заказ на изготовление северных врат из бронзы для баптистерия. В годы обучения в мастерской (1403-1407) Донателло познакомился с известным итальянским скульптором, архитектором и ученым Филиппо Брунеллески. Гиберти и Брунеллески стали самыми близкими друзьями Донателло на всю жизнь.

В 1408-1409 юный гений создает мраморную  Мраморная статуя Давида-победителястатую Давида, предназначенную для украшения собора. Статуя считается его первым достоверным произведением. Донателло представил Давида юным воином, победившим гиганта Голиафа. Несмотря на восторженные отзывы современников, скульптор чувствует свою неуверенность, ему не хватает опыта и знаний. Статуя считается отражением готических форм. Далее Донателло создает работы для украшения фасадов соборов и общественных сооружений Флоренции. В 1409-1411 годах мастер трудится над созданием статуи сидящего Иоанна Евангелиста. В 1411-1413 годах он создал статую стоящего евангелиста св. Марка. Пропорции статуи идеальны, она полна достоинства и спокойствия.

Исполнение статуи св. Георгия исследователиСтатуя св. Георгия относят к 1415-1416 годам. Статуя была установлена в нише здания на Ор Сан-Микеле. Тема святого Георгия поднималась в искусстве и раньше, где его изображали всадником с копьем, одетым в рыцарские доспехи. Этим копьем он поражает дракона. Донателло изобразил Георгия прекрасным стройным юношей, уверенно стоящим на земле, опираясь руками на щит. На нем лишь легкие латы и небрежно наброшенный на плечи плащ. Голова юноши непокрыта, лицо полно решимости и отваги. Статуя является ярчайшим изображением идеальной молодости.

В 1416 году скульптор приступает к новому заказу на создание статуй пророков для украшения кампанилы собора. Над созданием этих статуй Донателло трудился почти двадцать лет (1416-1435 годы). Донателло самостоятельно создал четыре статуи пророков и еще две — в соавторстве, он же проводил руководство всеми работами. В 1425-1427 г.г. Донателло совместно с Бартоломмео ди МикелоццоСкульптура святого Людовика Тулузского трудится над созданием монументального надгробия папы Иоанна XXIII в баптистерии во Флоренции. Выполненная Донателло лежащая фигура папы стала классическим образцом для следующих гробниц эпохи Возрождения.

В начале 20-х годов скульптор приступает к созданию статуй из бронзы. Так, в 1422 году им создана великолепная бронзовая скульптура святого Людовика Тулузского, в 1425 году — для купели сиенского баптистерия композиция «Пир Ирода». Созданные в 1427-1429 годах для этой же купели фигуры двух добродетелей «Веры», «Надежды» и фигурки трех музицирующих и танцующих ангелов положили начало возникновению итальянской мелкой бронзовой пластики. Вершиной его творчества в технике бронзы стала статуя обнаженного Давида, выполненная в 1430-1432 годах и полуобнаженная фигура улыбающегося ребенка с поднятыми вверх руками («Амур-Атис»).

С 1443 года Донателло пребывает в Падуе на должности главы крупнейшей мастерской. Конный памятник кондотьера ГаттамелатаЗдесь он прожил десять лет. В 1445 году Донателло начинает работу над конным памятником кондотьеру Гаттамелате. В 1447 году было выполнено литье памятника и начато сооружение постамента. В 1450 году была завершена чеканка памятника, правда, установили статую лишь в 1453 году. Этот памятник возвел Донателло в число величайших монументалистов планеты. В 1453 году Донателло вернулся во Флоренцию. Здесь он получил важный заказ на создание монументальной бронзовой композиции, на которой изображены фигуры Юдифь и Олоферна. В последние годы, несмотря на плохое здоровье, скульптор создает прекрасные серии рельефов. 13 декабря 1466 года один из величайших скульпторов всех времен и народов умер.

[sc name=»vertical2″]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: