Эдгар Дега — известный французский художник, живописец, график, скульптор. Родился Дега в Париже в аристократической семье. Настоящим психологическим ударом для юного подростка стала смерть матери, Селестины Мюссон, в 1847 году. Отец Дега длительное время считался успешным бизнесменом, правда, умер весь в долгах. В 1855-1856 г.г. Дега обучается в Париже в Школе изящных искусств. Со временем Дега достиг блестящих успехов в качестве копииста. Он создавал прекрасные точные копии картин любимых художников. Дега знакомится с работами великих мастеров в Лувре, изучает искусство мастеров Раннего Возрождения в Италии. Особый интерес у Дега вызывают работы Джотто, Беллини, Паоло Веронезе, Мантенья. В 1859 году Дега открывает в Париже художественную мастерскую, где специализируется на портретах («Семейство Беллелли», 1858-60 г.г.) и задумывает написать ряд картин на исторические темы. Художник хочет выставить будущие картины в Салоне, чтобы получить официальное признание. За четыре года художник создает несколько картин, однако несмотря на кропотливую работу, ни одно из этих полотен не было завершено окончательно.
В 1861 году происходит знакомство Дега с Эдуардом Мане. Вскоре знакомство переросло в долгую, крепкую дружбу, сохранившуюся до самой смерти Мане. Незначительная разница в возрасте и чуждые обоим торные пути академизма по-видимому сыграли здесь не последнюю роль. Вскоре Мане знакомит Дега с молодыми художниками, будущими импрессионистами. Импрессионизм, как одно из направлений живописи зародился во Франции в конце 1860-х. Концепция импрессионизма — стремление естественно и непринужденно запечатлеть какой-то момент жизни в его подвижности и изменчивости. Особое внимание они уделяли взаимоотношениям предмета с окружающей средой, изменению тона и цвета объекта в постоянно меняющейся среде. Они воспроизводили один и тот же сюжет по несколько раз. Сегодня широко востребована такая услуга, как создание коллажей, что подразумевает фотомонтаж из нескольких фотографий. При этом используются элементы 3D графики, дополнительные иллюстрации, разрабатывается сюжет и прочее. Это неуловимо напоминает импрессионизм. Дега не привлекают приемы работы импрессионистов на открытом воздухе, ему важны взвешенность замысла и рисунок, что является основой классической живописи. Импрессионистов привлекает неуловимая игра света, тогда как Дега исходит из натуры, при этом он тоже улавливает неуловимое — движение, а не просто жест. В 1870 году, во время войны Франции с Пруссией, Дега вместе с Мане идет добровольцем на фронт. После войны, в 1871 г., Дега побывал в Лондоне, а в 1872 году — в Америке, где прожил несколько месяцев у родственников с материнской стороны. В 1873 году Дега вынужден был срочно вернуться в Париж, где скончался его отец, Огюст де Га,после которого остались большие долги. Причиной разорения отца могли быть и его братья, которые играли на бирже хлопка в Америке. Чтобы спасти семейную репутацию и погасить долги, Дега потратил свое наследство, а также вынужден был продать дом и коллекцию старинных картин.
Оставшись без средств, Дега вынужден был впервые заняться коммерческим творчеством. Весьма кстати с 1874 по 1886 г.г. проходит целая серия выставок импрессионистов, в семи из них участвует и Дега. Весьма скоро о Дега заговорили в столице, он стал знаменит и уважаем, его картины продаются по высокой цене. В продаже картин художник, вероятно, по семейной традиции, проявил немалую деловую хватку. Строгие по композиции исторические картины остались в прошлом. Теперь Дега, как Мане и импрессионисты, исходит из впечатлений окружающей жизни и искусства. Художник изображает современную городскую жизнь — кафе, улицы, театральные представления, цирк («Абсент», 1876 г., «Площадь Согласия», 1875г.). Его привлекает балет, мир грации и женственности, в котором он видит движение и жизнь в любых ее проявлениях. Искусству художника присуще сочетание прекрасного, праздничного и прозаического. Передавая в сценах балета праздничный волшебный дух театра («Звезда»,1878г.), Дега одновременно подмечает и передает утомительный ежедневный труд («Экзамен танца»,1880г.). Во время войны у художника впервые обнаружили дефект зрения, к 1882 г. оно стало резко ухудшаться и художник пробует эксперементировать в технике рисования. В конце 1880-х Дега переходит к скульптуре. В фигурах купальщиц, балерин и лошадей он добивается потрясающей пластически выразительной передачи сиюминутного мгновенного движения, точности, остроты и неожиданности позы. К 1907 году Дега перестает писать картины, которые уже при жизни художника оцениваются в баснословные суммы. Скончался знаменитый художник 27.09. 1917 г. в Париже.
[sc name=»vertical2″]