Франсуа Вийон — выдающийся французский поэт эпохи Возрождения. Это был первый французский поэт в эпоху средневековья, который не витал в облаках, не сочинял хвалебные оды. В прямой, доступной для народа форме, с огромной долей иронии, любя, страдая и негодуя, он воспевал грубую правду жизни. Настоящее имя поэта — Франсуа де Монкорбье, родился он в Париже в 1431 году. Дошедшие до нас сведения о первых и последних годах жизни поэта весьма скудны. Согласно некоторых источников, его мать, уроженка провинции Берри, после смерти мужа отдала мальчика на воспитание родственникам. Его усыновил и дал свою фамилию капеллан церкви св. Бенедикта Гийом де Вийон. В 1449 году Франсуа Вийон получил диплом бакалавра, после окончания в 1452 году Парижского университета — диплом магистра свободных искусств.
Будучи студентом, Вийон вел довольно разгульный образ жизни, принимал участие во всех весьма сомнительных проделках. В июне 1455 года в результате пьяной драки из-за женщины он смертельно ранил молодого священника Филиппа Сермуаза и бежал из Парижа. Время вынужденного изгнания он проводит в любовных утехах с аббатисой монастыря Пор-Рояль. К этому времени Вийон успел прославиться не только дурными поступками, но и своими стихами. В январе 1456 года он был помилован и вернулся в Париж. Здесь он вновь попадает в плохую компанию и становится соучастником крупнейшего ограбления в Наваррском коллеже. В конце этого же года, боясь наказания, он снова бежит из Парижа.
В это же время им создано первое крупное произведение — шутливое послание друзьям, собутыльникам. Свою поэму он назвал «Les legs» («Лэ»), впоследствии известное как Малое Завещание. Легкий, шутливо-ироничный, иносказательный тон поэмы, потрясающая отточенность стиха заметно выделяют Вийона на фоне других поэтов того времени. Последующие несколько лет Вийон проводит в компании воров и подонков общества, скитаясь по всей Франции. В этот период он написал семь баллад на воровском жаргоне, к сожалению, их практически нельзя расшифровать.
В 1460 году он чудом избегает смертной казни в Орлеанской тюрьме — была объявлена амнистия по поводу приезда в город дочери герцога Орлеанского. В связи с этим событием Вийон напишет «Послание Марии Орлеанской». Новая королевская амнистия 1461 года спасла Вийона от очередного наказания. Выйдя из тюрьмы в Мэн-сюр-Луаре, он возвращается в Париж. В 1461 году он напишет свои потрясающие произведения «Epitaphe» и «Testament», названное позже Большое завещание. «Testament» традиционно повторяет завещание поэта, где он в шутливо-ироничной форме завещает кружку пива, пустой кошелек или вывеску кабака, что тесно связано с его похождениями. От лица кутилы и вышибалы в виде пародий представлены картины попоек и притонов Парижа. Одним из потрясающих контрастов в «Testament» является молитва от имени простой, набожной женщины — матери Вийона. В «Epitaphe» (Эпитафия) реальность переходит в гротеск. Здесь говорят повешенные, над которыми глумится стая воронья, раздирая мертвую плоть и выклевывая глаза. Но вот стираются границы гротеска и идет обращение к людям не смеяться над повешенными, а помолиться за них Господу.
Лучшие лирические произведения поэта наполнены глубоким философским содержанием — «я знаю все, но только не себя», многие строки его балад стали крылатыми — «смеюсь сквозь слезы». Несмотря на то, что в произведениях поэта нет откровенного социального протеста, социальная значимость его творчества заключается в потрясающих картинах нищеты и порока, изображенных в его произведениях. Попадая в тюрьму, Вийон зачастую обращался за помощью к известным друзьям, которые добивались его освобождения. В начале 1463 года поэт вновь попадает в тюрьму Шатле за уличную драку. Его в очередной раз приговаривают к повешению, позже парламент заменил казнь на изгнание из Парижа на целых десять лет. Потом следы поэта теряются. В 1489 году в Париже впервые были напечатаны стихи Франсуа Вийона.
[sc name=»vertical2″]