Величайший прозаик 19-го века, классик мировой литературы Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в небольшом провинциальном городке Лендпорт, расположенном на юге Англии недалеко от Портсмута. Его отец был чиновником, он обладал легким, веселым характером, обожал свое многочисленное семейство и старался ни в чем не отказывать ни себе, ни своим восьмерым детям. Обладая сам богатым воображением и некоторыми артистическими способностями, отец открыл в Чарльзе огромный артистический талант и часто заставлял сына разыгрывать различные сценки, перевоплощаться в придуманных героев, импровизировать, читать стихи. Мальчика окружала атмосфера любви, восхищения, благополучия и уверенности в блестящем будущем. Однако легкомысленное стремление отца жить в уюте и комфорте привело к тому, что его жалования катастрофически не хватало, а приданое жены было растрачено. Семья была разорена, а отец за долги попал в тюрьму. Мать пыталась бороться с нищетой, но в конце концов была вынуждена переселиться с младшими детьми в тюрьму к мужу, так как не могла оплатить даже жилье. А старший из сыновей, любимец отца, одаренный богатыми способностями и талантом Чарльз, был вынужден в свои 12 лет идти работать на фабрику ваксы, где столкнулся с атмосферой жестокости, несправедливости и унижений.
Всю дальнейшую жизнь Диккенс будет считать огромным и незаслуженным ударом судьбы разорение семьи и тяжелую работу на фабрике ваксы, о чем не любил вспоминать и рассказывать. Но как знать, не окажись Диккенс на самом низу социальной лестницы, были бы созданы им произведения, наполненные сострадания и любви к бедным, униженным и оскорбленным и мрачной ненависти к богачам. Огромное честолюбие и страстное желание выбраться из мира, где царит нищета и бесправие в мир свободы, богатства и наслаждения двигали молодым человеком. Следующим местом его работы была адвокатская контора, где за мизерную зарплату он устроился переписчиком бумаг.
Позже, работая стенографистом в парламенте, Диккенс выполняет несколько репортерских заданий, которые богатством языка и живостью изложения выгодно отличались от других репортажей. В свои 20 лет он пишет для «Парламентского зеркала» и «Тру сан». Легкий слог и тонкий юмор характеризуют написанные им репортажи. Диккенс утверждается в мысли, что литература станет для него той путеводной звездой, которая приведет его на вершину славы, успеха, благополучия и благосостояния. Благодаря литературе он сможет рассказать миру о таких же униженных и обиженных судьбой, как и он сам.
В 1836 году были напечатаны его первые очерки, названные «Очерками Боза», дух которых соответствовал социальному статусу самого автора. Если очерки не привлекли широкого внимания читателей, то с выпуском в том же году начальных глав «Посмертных записок Пиквинского клуба» Диккенса ждал головокружительный успех. В них нет драматического сюжета, автор намеренно не замечает темных сторон жизни, юмор настолько заразителен, что заставляет смеяться всю Англию, а имя благородного старого добродушного чудака мистера Пиквика навеки утвердилось в мировой литературе. Спустя два года вышли в свет «Приключения Оливера Твиста» (1838 г.), повествующие о жестокой судьбе сироты, ютящемся в трущобах Лондона. Он столкнулся на своем пути с низкими и жестокими людьми, но зло в конце будет побеждено благодаря добропорядочным и благородным людям. В свои 26 лет Диккенс стал профессиональным писателем. В 1841 году вышел в свет его роман «Лавка древностей», стремительно растет его слава и известность. С огромным энтузиазмом встретила публика Диккенса и в Америке, где он путешествовал вместе с женой. Итогом его путешествия стал роман «Жизнь и похождения Мартина Чезльвита», замечательный своей пародией на американцев. Возвратившись из Генуи, где он жил с семьей с лета 1844 г. по 1845 г., Диккенс становится главным редактором газеты «Дейли ньюс», в которой ярко отражены его социально-политические взгляды. Он продолжает писать и в 1848 году выходит его изумительный роман — «Домби и сын». Не много романов в мировой литературе могут соперничать с ним по богатству красок, жизненных ситуаций и разнообразию тона. В новом романе «Дэвид Копперфильд» (1850 г.) автор выражает резкий протест против новой Англии с ее капиталистическим строем, нечеловеческими условиями жизни низших слоев общества и всячески восхваляет устои морали и семьи старой доброй Англии.
50-е годы стали годами успеха, славы, богатства, известности и преклонения перед его фантастическим талантом. Он пишет превосходные произведения, с 1858 года с неизменным успехом организует публичные чтения своих произведений благодаря своему изумительному писательскому таланту и незаурядным актерским способностям. Личная жизнь писателя сложилась не слишком удачно. Восемь болезненных детей и частые ссоры с женой вряд ли могли служить источником вдохновения, в 1858 году Диккенс развелся с женой. В 1857 году в его жизни появилась молодая актриса, связь с которой продлится до смерти великого писателя.
Конец литературной деятельности отмечен таким великолепным романом, как «Крошка Доррит» (1857 г.), историческим романом «Повесть о двух городах», автобиографическим романом «Большие надежды» и, наконец, легким, веселым, искрящимся остроумием роман «Наш общий друг». Непростая жизнь писателя сказалась на его состоянии здоровья и 9 июня 1870 года Чарльз Диккенс скончался в своем поместье Гэйдсхилл от случившегося накануне инсульта. Похоронен знаменитый писатель в Вестминстерском аббатстве.
[sc name=»vertical2″]