Главная » Скульпторы » Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти — один из наиболее ярких великих представителей эпохи Возрождения. Велик и многогранен творческий путь выдающегося мастера — это потрясающий Микеланджелоскульптор, великий живописец, прекрасный архитектор и проникновенный, глубоко чувствующий поэт. Творения Микеланджело будут признаны шедеврами и величайшими образцами искусства Ренессанса еще при его жизни. Творческий потенциал этого Великого человека оказал огромное влияние на искусство не только той исторической эпохи, но и на дальнейшее развитие мировой культуры. Родился Микеланджело 6 марта 1475 года в семье небогатого флорентийского дворянина, проживающей в городе Капрезе. Знатное происхождение позволяло главе семейства быть членом городского совета, однако, семья не была зажиточной. После смерти матери многодетный отец был вынужден отдать 6-летнего малыша на воспитание в деревню, его кормилице. Здесь он обучился работать с резцом и глиной раньше, чем научился писать и считать.

Обратив внимание на поразительные способности сына, Лодовико Буонарроти отдает его в 1488 году в мастерскую к художнику Доменико Гирландай, где Микеланджело знакомится с техникой и основными материалами. Через год он обучается скульптуре в художественной школе, основанной Лоренцо Медичи, у известного скульптора Бертольдо ди Джованни. В этот период Медичи является фактическим правителем Флоренции. Будучи сам прекрасным поэтом, Лоренцо Великолепный окружает себя самыми выдающимися людьми того времени — скульпторами, художниками, философами, комментаторами, поэтами. Он быстро замечает талантливого ученика, работающего над скульптурами для коллекции Медичи, и в 1490 году поселяет его у себя во дворце. Здесь Микеланджело оставался до смерти своего покровителя в 1492 году. В этот период он знакомится с философией неоплатонизма, которая  в дальнейшем оказала огромное влияние на его творчество и мировоззрение.

Стремление к монументальной укрупненности форм видна уже в первых работах-рельефах «Битва Кентавров» и «Мадонна у лестницы». ДавидВ 1496 году кардинал Рафаэль Риарио приглашает Микеланджело в Рим. Здесь он продолжает изучение античной скульптуры, ставшей источником пластической мощи его работ. В конце 1490-х  мастер создает статую Вакха и более монументальное произведение — скульптурную группу «Пьета», которая свидетельствует о начале его творческой зрелости. Восхищение изящными линиями и красотой человеческого тела, богатая пластика, монументальность и драматизм созданных образов — вот те характерные черты, которые отличают творческую манеру мастера. В 1501 году, вернувшись во Флоренцию, Микеланджело работает над колоссальной мраморной фигурой Давида, высота которой достигала пяти метров (1501—1504 г.) Статуя должна быть установлена на главной площади и символизировать свободу республики. С 1505 года его вызывает в Рим папа Юлий II для создания ему великолепного надгробия, которое будет окружено множеством скульптур. Эта работа осуществляется с перерывами и будет закончена в 1545 году. Здесь же он приступает в 1508 году к росписи фресками свода Сикстинской капеллы. Эта грандиозная работа будет завершена в 1512 году.Страшный судС 1520-х годов взгляды художника становятся более пессимистичными, окрашиваются в мрачные трагические тона. Подтверждением этому свидетельствует композиция «Страшный суд», выполненная на алтарной стене в Сикстинской капелле, над которой мастер работал с 1536 по 1541 годы. В 1546 году Микеланджело получает должность главного архитектора собора святого Петра, строительство которого было начато Браманте. После смерти Браманте в 1514 году строительство почти не продвинулось при его приемниках. Наиболее крупным произведением Микеланджело с конца 1540-х годов по 1555 г. стала скульптурная группа «Пьета».ПьетаВ последние три десятилетия жизни великого мастера акцент его творчества постепенно начал смещаться в сторону поэзии и архитектуры. Глубокие, наполненные высоким трагизмом, затрагивающие самые сокровенные струны души, стихотворные произведения мастера, посвященные извечным темам любви, счастья и одиночества, были по достоинству оценены современниками.

Скончался великий мастер эпохи Высокого Возрождения 18 февраля 1564 года. Из Рима тело его было перевезено во Флоренцию и с огромными почестями было захоронено в церкви Санта-Кроче — усыпальнице знаменитых флорентийцев.